Блог / Новости рынка недвижимости

Испанцы избавляются от коммерческой недвижимости по бросовой цене

Согласно прогнозам аналитиков, в ближайшие месяцы на продажу будет выставлено 40% объектов. 

Кризис, вызванный Сovid-19, запустил многие механизмы на рынке недвижимости Испании, и так обычно не отличающемся стабильностью. Одно из последствий – активная распродажа коммерческих объектов, постепенно остающихся не у дел. Эксперимент с переводом на «удаленку» большей части населения и активация онлайн-продаж показали, что эта практика может прекрасно применяться и в «мирное время», что привело к глобальному опустению офисов и торговых точек. По некоторым подсчетам, из почти 500 000 коммерческих объектов, зарегистрированных в Королевстве в 2019 году, 40% закрылись навсегда, в силу вынужденного простоя во время карантина или недостатка средств. Больше всего пострадали туристические зоны: только в Каталонии, самой посещаемой иностранными визитерами, каждая третья торговая точка не возобновила свою работу в посткарантинный период. 

На фоне снижения экономической активности в Испании, отсутствия арендаторов и падения арендных ставок, риэлторы фиксируют повышенный интерес владельцев коммерческой недвижимости к быстрому избавлению от активов. Иногда даже в ущерб цене: по данным статистики, многие согласны сбавить ценник вплоть до 20%. 

Какое будущее ждет освободившееся имущество? Эксперты говорят о двух возможных сценариях. Во-первых, выглядит интересной тенденция ритейлеров к открытию «флагманов», т.е. крупнейших магазинов сети в престижных местах мегаполисов. Такие гиганты, как Primark, Huawei или H&M, делают ставку на модель, где торговые точки в прайм-зонах служат своеобразной витриной продукта, но львиная доля продаж осуществляется по интернету. Этот тренд, набирающий обороты в последние годы, должен привести к росту спроса на вакантные помещения, прежде всего, стратегически расположенные и имеющие большую площадь.  

Другой вариант спасения «осиротевших» коммерческих объектов – их трансформация в жилье. На западных рынках кризисы часто становятся спусковым крючком для превращения бизнес-центров в апартаменты, отели или развлекательные комплексы. Так, в Германии во время кризиса 2007 года государством выдавались субсидии на перепрофилирование офисов в многоквартирные дома в связи с нехваткой жилья. В России первые примеры такого редевелопмента были реализованы в 2008-2009 гг. на фоне падения спроса на офисные помещения. В Испании новый фонд также мог бы восполнить дефицит предложения на рынке, если бы не одно «но»: длительная процедура получения лицензий, которая может занять больше года. Также существует целый ряд требований к техническим характеристикам, которым удовлетворяют далеко не все коммерческие здания.

Между тем, компании, занимающиеся превращением офисов и магазинов в апартаменты, уже потирают руки. Низкая цена – одно из главных преимуществ этого варианта: в среднем, квадратный метр нежилой недвижимости стоит на 10-20% меньше, и, купив офис за 84 000 евро, после вложений в реформу на сумму 100-200 тыс. евро, можно легко продать готовый объект по цене не менее 600 000 евро. В итоге рентабельность готового продукта может достигать 100-200%, что не может не компенсировать любые бюрократические проблемы. 

Пишем
правду
Блог
об Испании